Дуэль Онегина и Ленского (анализ)

Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой, 
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

М. Лермонтов.

 

Теме дуэли между Ленским и Онегиным посвящена вся 6-я глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Этой главе будет посвящен данный анализ. Первые 2 строфы рассказывают о завершении праздника именин Татьяны.  Их мы  упускаем.

Композиция

Переживания Татьяны, ее ревность служат преддверием трагедии и предпосылкой к дуэли. С переживаний девушки  начинается 3-я строфа. Татьяну томят, волную смутные предчувствия, но в чем  их причина, она понять не в состоянии.

Автор знакомит читателя с Зарецким, который станет секундантом Ленского, и который косвенно сыграл не последнюю роль в этой дуэли. Онегин опасался, что Зарецкий ославит  его на всю округу, если тот протянет  руку перемирия. 4 строфы Пушкин посвятил  знакомству с этим литературным героем.  Зарецкий приехал к Онегину и привез ему от Владимира картель – вызов на дуэль.

Когда Зарецкий ушел, Онеги н задумался над своим поведением (как бы это шаблонно ни звучало). Он осуждал самого себя, понял, что во всем был не прав.

Все-таки, он,  Евгений, старше, опытнее, и должен был проявить немного мудрости.  А теперь, когда в дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист,

О перемирии не может быть и речи. Онегин все- таки побаивался «мнений света».  Последующие 4 строфы посвящены переживаниям Ленского, его встрече с Ольгой.  Затем вклинивается строфа, посвященная  влюбленной Татьяне, которая, если бы только подозревала о дуэли,  могла помирить соперников.  Затем снова строфы о бессонной ночи Ленского и его стихотворение.  Наступает утро, и события получают свое развитие. Дуэль состоялась за старой мельницей.  Онегин привел вместо секунданта француза недворянского сословия. Это было серьезным нарушением дуэльного кодекса. Но Зарецкий, который вправе был остановить дуэль только по одному этому обстоятельству, только закусил губу.

Тут Пушкин снова повторяет мысль о том, что

дико светская вражда

Боится ложного стыда.

 

Приближается кульминация романа.  Вот секунданты готовят пистолеты, Зарецкий отмеряет  расстояние.

Убит поэт. Онегин в растерянности. Он не хотел смерти Ленского, и не ожидал такого исхода.  Он  еще не верит, взывает к Ленскому, надеется, что тот всего лишь  ранен, что он потерял сознание. Онегин  зовет друга. Но нет.  Ленский убит. От одного этого слова, произнесенного Зарецким, Евгения бросает в дрожь.  Он отходит, зовет  людей. Зарецкий осторожно кладет в сани легкое тело юноши, и везет его домой.

В развязке сюжета Пушкин пишет о том, какая судьба ждала Ленского, если бы он остался жить.  И что в том плохого? Все так живут и совсем не факт, что он  носил бы оленье украшение.  Если бы он не погиб,   он успел бы  оставить после себя продолжение, радовался бы жизни, наслаждался. А так

любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой!

В развязке Пушкин дает описание местечка, где молодой поэт был похоронен, так и не успев познать всех прелестей жизни.

Литературные герои

В эпизоде дуэли задействованы следующие литературные герои:

Онегин и Ленский – это главные герои сюжета. Владимир Ленский — сгорающей от ярости и ревности, и вызвавший противника на дуэль. Онегин – чувствует за собой вину сначала за то, что  дразнил юношу заигрываниями с Ольгой, а в конце – за гибель Ленского.

Герои второго плана – секунданты Зарецкий и месье Гильо.

Отец семейства холостой, принимает самое деятельное участие в событиях.   Здесь Ольгу и Татьяну можно отнести к эпизодическим героиням.  Ольга появляется только когда Ленский приезжает к ней. А Татьяна со своими переживаниями и вовсе оказывается в тени.

 Построение стиха

Глава написана «Онегинской строфой», которую поэт разработал специально для этого романа. В ней 14 строк: 3 четверостишия и 2 строки дополнительные:

  • первое четверостишие рифмуется перекрестной рифмой,
  • второе четверостишие — смежной, или парной рифмой,
  • в третьем четверостишии рифма кольцевая,
  • последние строки зарифмованы попарно.

Ударные рифмы практически везде сочетаются с безударными. Почти все произведение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный ритм оказался наиболее удобным для  повествования.

Гибель Ленского можно назвать кульминацией романа «Евгений Онегин», а 6-ю главу — одной из самых волнующих и значимых во всем романе.