«Евгений Онегин»: разум и чувства
Тема противостояния разума и чувств – одна из древнейших нравственных проблем, раскрывающихся в литературе и искусстве. Еще философы и драматурги античной эпохи задавались вопросом о том, что превыше всего – зов долга или веление сердца. На протяжении столетий эта тема оставалась актуальной, переосмысливалась и обсуждалась в произведениях искусства. Роман «Евгений Онегин» — не исключение, в нем эта тема является доминирующей.
Конфликт разума и чувств в романе «Евгений Онегин» проявляется в двух сюжетных линиях – отношениях Онегина с Ленским и с Татьяной. Дружба и любовь – самое ценное, что есть в жизни человека, и многие сложные ситуации в этих отношениях сложно разрешить рационально, отрешенно от эмоций. Владимир Ленский является Онегину полной противоположностью, однако именно это и становится основой их дружбы:
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Онегин – личность скучающая; в свои 26 лет он считает, что видел и испытал в жизни все – это делает его циничным, равнодушным и практически безэмоциональным. Онегин руководствуется исключительно разумом и рациональностью. Ленский же, напротив, открыт для жизни и для людей. Он – поэт, а потому его мировосприятие главным образом эмоциональное, чувственное. Любви к Ольге Лариной он отдается всецело, и не обращает внимания на насмешливость Евгения по этому поводу. К сожалению, в конечном счете обоих подвели их жизненные убеждения – их упрямство привело к смерти Ленского на дуэли. Онегин, хотя в душе понимал, что эта дуэль бессмысленна и осознавал, что зря обидел друга, все же не попросил прощения: дружеская симпатия не смогла побороть гордость. Ленский же, упрямый в своей горячности и ревности, не обратил внимания на попытки Онегина отложить или сорвать дуэль, и тоже не предпринял попытки примирения – и был убит.
На протяжении романа его герои переживают изменения в жизни, меняются и развиваются. Так, Татьяна и Онегин в начале произведения и Татьяна и Онегин в последних главах – диаметрально противоположные личности. Татьяна проходит этап взросления: несчастная любовь, случившаяся в девичестве, закаляет ее волю и делает ее сильнее. Простая, нежная и ранимая девочка превращается в сдержанную, неприступную и прекрасно владеющую собой женщину. Онегин поражен при виде такой перемены, и больше всего его смущает холодность, с которой она говорит с ним при встречах:
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна…
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
От такого неожиданного обращения Онегин смущается – в ее присутствии он не может произнести слова. Главный герой теряет голову – как мальчишка, он влюбляется в новую Татьяну, и вся его желчь, скептицизм, непоколебимость вдруг исчезают, и остается только любовь. Но его чувство к ней теперь так же безнадежно, как когда-то было и ее чувство к нему. Татьяна, несмотря на сохранившееся чувство к Евгению, поступает по велению разума.
Герои романа «Евгений Онегин» показываются нам в своем развитии – в них борются чувства и разум, и именно в этой борьбе раскрывается глубокая и сложная драма каждого персонажа.