Гений и злодейство — две вещи несовместные…
«Гений и злодейство — две вещи несовместные…» Это знаменитая фраза из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».
Совместимы ли гений и злодейство? Над этим философским вопросом бились много тысячелетий лучшие философские умы. Казалось бы, гениальность, талант – это дар Божий и вполне понятно, что Господь не отмечает своей «печатью» злодеев, не одаривает их гениальностью и талантами. В этот философский спор вмешался и Пушкин, человек действительно гениальный (читайте анализ всей трагедии).
Чтобы разобраться в этом споре, он воспользовался журналистской сплетней о том, что менее гениальный композитор Сальери отравил более успешного товарища по музыкальному цеху Вольфганга Моцарта. Хотя официально и было сделано заключение, что композитор умер от острой просовидной лихорадки, вокруг его смерти ходило немало слухов и легенд. Последняя легенда о том, что Моцарта отравил Сальери, родилась 30 лет спустя, когда старый, психически больной Сальери сам находился на смертном одре. Говорили, что он признался в отравлении. Тут же имеется и другое признание, сделанное Сальери своему ученику Игнацу Мошелесу в октябре 1823 года, когда тот посетил больного композитора. Рассказ об этом посещении вдова Мошелеса включила в его биографию:
Пушкин был хорошо знаком с журнальными версиями смерти Моцарта, и вероятно поверил в эти слухи. Он мастерски изобразил психологический портрет завистника Сальери. Говоря об известном драматурге своего времени Пьере Огюстене де Бомарше, Моцарт отмечает:
Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?
Зависть оказалась сильнее. Сальери кидает яд в бокал Моцарта и потом задумывается:
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана?
Здесь мы видим упоминание еще об одном слухе: якобы знаменитый скульптор Микеланджело Буонарроти умертвил натурщика, чтобы достовернее изобразить умирающего Христа. Еще один вопрос, заданный истории и историкам.