«Каменный гость» (краткое содержание)
Сцена первая
Дон Гуан и его слуга Лепорелло пришли в Мадрид. Пушкин не указывает, где конкретно происходит эта сцена, но, похоже, что это таверна, расположившаяся за городскими воротами. Дон Гуан представляет себя на улицах Мадрида и спрашивает у Лепорелло, если он закроет усы плащом, а брови шляпой, смогут ли его узнать?
Лепорелло – бойкий малый, не упускает случая, чтобы лишний раз не надерзить хозяину. Он отвечает, что узнать Дон Гуана может любой:
Первый сторож,
Гитана или пьяный музыкант,
Иль свой же брат нахальный кавалер,
Со шпагою под мышкой и в плаще.
Дон Гуан замечает, что лишь бы король не узнал его. А впрочем, он никого не боится. Король его выслал из Мадрида только для того, чтобы его не достали родственники убитого доном Гуаном командора. Судя по всему, Дон Гуан был сослан куда-то на север, где большинство женщин – блондинки, к которым, Пушкин, почему-то относится негативно.
Они сначала нравилися мне
Глазами синими, да белизною,
Да скромностью — а пуще новизною;
Да, слава богу, скоро догадался —
Увидел я, что с ними грех и знаться —
В них жизни нет, всё куклы восковые;
Похожее определение светловолосых представительниц слабого пола читатель встречает в описании Ольги из «Евгения Онегина». Дон Гуан вспоминает женщин, с которыми он проводил время в ссылке.
Лепорелло спрашивает, к кому Дон Гуан собирается отправиться в Мадриде. И тот с восторгом отвечает, что к Лауре.
В таверну входит монах. Он говорит о том, что сюда должна приехать донна Анна, супруга Командора. Она воздвигла командору памятник и каждый день приезжает сюда, чтобы почтить его память и помолиться за упокой души.
Вскоре сюда же приехала сама Дона Анна, и монах уходит вместе с нею. Дон Гуан заинтересовался вдовой и решил познакомиться с ней поближе. Лепорелло осуждает своего хозяина.
Сцена вторая
Действие происходит в комнате Лауры. У нее собрались гости. Лаура поет для них. Гости выражают восхищение ее пением. Один из гостей поинтересовался, кто автор стихов, которые она пела. Она отвечает, что это сочинил ее ветреный любовник Дон Гуан. Дон Карлос, оказавшийся братом командора, оскорбляет Дона Гуана и Лауру. Женщина грозится позвать своих слуг, которые сумеют поставить наглеца на место. Гости примиряют поссорившихся. Дон Карлос просит у Лауры прощения.
Лаура на прощание поет еще одну песню и объявляет, что вечер закончился, и гостям пора уходить. Все встают, прощаются, а Лаура просит остаться Дона Карлоса. Дон Карлос осуждает Лауру за ее легкомысленный образ жизни. По просьбе Лауры он открывает балкон, женщина восхищается ночным воздухом напоенным ароматом лимонов и лавра. В этот момент раздается стук в дверь. В комнату входит Дон Гуан. Лаура радостно кидается ему на шею.
Узнав, что к Лауре пришел убийца брата, Дон Карлос встает в позу. Дон Гуан предлагает отложить поединок до утра, но возбужденный Дон Карлос настаивает на своем. Они бьются прямо в комнате Лауры. Дон Гуан наносит смертельный удар, Дон Карлос падает.
Лаура возмущена и напугана. Но Дон Гуан жаждет нежности. Он обещает Лауре, что вынесет тело из дома под утро, и оставит его на перекрестке.
Сцена третья
Дон Гуан поджидает Дону Анну возле памятника Командора. После убийства Дона Карлоса прошло несколько дней. Он вместе со своим слугой поселился в таверне за городом, и больше в город не входил. Из монолога Дона Гуана становится известно, что он уже не первый день наблюдает за женой Командора, но сегодня решился заговорить с ней. Дона Анна приняла его за монаха. Но Дон Гуан признался, что он – не монах, а «жертва страсти безнадежной». Опытный обольститель расставил хитрые сети перед бедной женщиной, и она не устояла, назначила ему свидание в своем доме.
Подите — здесь не место
Таким речам, таким безумствам. Завтра
Ко мне придите. Если вы клянетесь
Хранить ко мне такое ж уваженье,
Я вас приму; но вечером, позднее, —
Я никого не вижу с той поры,
Как овдовела…
Дон Гуан назвался ей Диего де Кальвадо. Дона Анна попрощалась с ним и ушла. К Дону Гуану подошел Лепорелло, и тот делится со слугой своей радостью. Но это не радость влюбленного, а радость победителя. Он просит Лепорелло позвать Статую Командора к дому Доны Анны. Лепорелло страшно, но под еще большим страхом получить оплеуху он все-таки передает просьбу Дона Гуана Статуе. В ответ Статуя кивает головой. Лепорелло вскрикивает и говорит Дону Гуану о том, что статуя кланяется. Дон Гуан не поверил, и повторил свою просьбу, на что статуя кивнула головой и Дон Гуану.
Сцена четвертая
Последняя сцена происходит в комнате Доны Анны. Дон Гуан выражает восхищение Доной Анной. Дона Анна признается, что вышла замуж не по любви, а по настоянию матери, чтобы поправить бедственное положение семьи. Донна Анна осуждает себя за то, что приняла Дона Гуана. Дон Гуан признается, что никогда и никого не любил так, как любит ее, говорит о том, кто он на самом деле.
Я убил
Супруга твоего; и не жалею
О том — и нет раскаянья во мне.
И в тот момент, когда между Доной Анной и Доном Гуаном происходит объяснение, в комнату входит статуя Командора. Статуя пожимает Дону Гуану руку, и тот умирает.
Таково краткое содержание «Каменного гостя». Белинский считал трагедию одним из лучших произведений Пушкина. И она стоит того, чтобы прочесть ее полностью.