Образ князя Верейского
Князь Верейский долгое время жил в столицах, за границей, в своем имении он до своего теперешнего приезда, никогда не был. Все эти годы его деревней и имением занимался управляющий, который, надо отдать ему должное, был исполнительным управляющим и хорошим хозяином.
Князь Верейский выглядел старше своих лет. Пушкин подчеркивает, что не труды праведные и не служба отечеству изнурили князя, а «излишества всякого рода». В своих пристрастиях он был явным англофилом. В имении, в саду, прилегающем к дому, все было устроено на английский манер. Тем не менее, он был внешне привлекательным, и умел нравиться женщинам.
Князь был светским человеком. Он привык к публичности, тяготел к обществу. Приехав в деревню, быстро в ней заскучал. Душа потребовала общения. И тогда он предпочел отправиться к самому богатому помещику в округе – к Троекурову. Когда Кирилл Петрович пригласил князя осмотреть «его владения» князю сад не понравился. На псарне он едва не задохнулся, но долг учтивости заставил его выразить восхищение.
Зато Марья Кирилловна действительно понравилась князю. Ценитель прекрасного, Верейский не мог пройти мимо юной красавицы. Марья Кирилловна оживила и вдохновляла старого князя. Он был интересным собеседником, многое знал, с удовольствием рассказывал о своих путешествиях.
Через пару дней Троекуров с дочерью отправились к Верейскому с ответным визитом. Описание Арбатова добавляет несколько дополнительных штрихов к портрету князя.
Было заметно, что, находясь далеко от своего имения, князь заботился о нем. А его управляющий, отставной майор не обкрадывал своего хозяина, выполнял все указания и требования. На лугу паслись швейцарские коровы, крестьянские дома были чистые и веселые. Всего этого невозможно добиться за несколько дней.
По тому порядку, какой царил в имении и деревне, можно сделать 2 заключения о хозяине здешних мест:
- Он умел разбираться в людях. Он нашел управляющего, который действительно работал и выполнял его требования.
- Находясь далеко от поместья, он не обирал до нитки своих крестьян. Он требовательный, но справедливый помещик.
Складывается впечатление, что Пушкин в лице Верейского постарался изобразить идеального помещика.
Барский дом, построенный в стиле английского замка, стоял на берегу Волги. Все в Арбатовском замке – от залы со столом, накрытым на троих, до фейерверка, выдавало в Верейском человека, умевшего, жить со вкусом и ценить красоту во всем.
Конечно, такой человек, каким был князь Верейский, не мог пройти мимо юной красавицы, Марьи Кирилловны. Он попросил у Троекурова руки его дочери. О лучшей партии для дочери Троекуров не мог и мечтать. Ни отец, ни новоявленный жених не интересовались чувствами самой Марьи Кирилловны. Да и сама она проявила редкостную нерешительность.
Когда Марья Кирилловна обратилась к Верейскому с просьбой отказаться от женитьбы, он со своей стороны проявил деспотизм. Он не только не отказался от брака на Троекуровой, но и настоял на том, чтобы свадьба была ускорена. Чувства девушки его не волновали.
После бракосочетания он дал понять молодой супруге, что не особо нуждается в ее любви и привязанности. В ответ на ее холодность он держался по отношению к жене сухо и сдержанно. Во время встречи на дороге с разбойниками он не выказал трусости. Напротив, хладнокровно вытащил сначала один пистолет, потом другой. Это говорит о смелости князя, об умении постоять за себя.
Таким образом, князь Верейский не является однозначно отрицательным героем романа «Дубровский». Он — интересная личность, и возможно, если бы Пушкин продолжил бы работу над произведением, образ князя Верейского получил бы свое развитие.