Образ Пугачева в «Капитанской дочке»

Портрет ПугачеваХудожественные произведения на основе реальных событий в мировой литературе не редкость. Авторы часто ищут вдохновение, изучая исторические документы, а на их основе создают уникальные приключенческие или философские (если высказывают свое мнение, касательно какого-то явления) романы. Естественно, считать их исторически достоверными на все сто процентов нельзя. Зачастую образ героя в произведении и его прототип рознятся. Так произошло в повести А. Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы убедиться в этом, рассмотрим подробнее художественный образ Емельяна Пугачева, и его реальную историческую личность.

В российской истории XVIII—XIX веков невозможно обойти стороной такое масштабное событие, как крестьянская война 1773—1774 гг. Именно здесь появляется фигура Емельяна Пугачева — жестокого и хитрого, но при этом энергичного и умного донского казака. С «угнетателями крестьян» он расправлялся быстро и хладнокровно, невзирая на их личностные качества.

В повести Пугачеву не чужды и добродетели: он способен помнить оказанные ему услуги и быть благодарным (эпизод с заячьим тулупчиком, отданным ему Гриневым, что впоследствии спасает последнему жизнь). Более того, он может временами проявлять милосердие. Возможно ли, чтобы ярый ненавистник любого проявления власти и ущемления крестьян отпустил капитанскую дочку на свободу? А.С. Пушкин считает, что возможно.

Историки, как правило, при описании личности Емельяна Пугачева, не касаются упоминания его человеческих качеств. А. Пушкин, наоборот, особое внимание уделяет описанию характера своего героя. Его Пугачев — это простой казак, среднего роста, худощавый, широкоплечий. Взгляд у него живой, лицо приятное. С первого взгляда и не скажешь, что перед тобой предводитель кровопролитного восстания, человек железной воли и стального характера, способный, если потребуется, на обман, и массовые убийства. Петр Гринев видел обычного человека, который разговаривает по-простому: поговорками, пословицами, метафорами и просторечиями. Понять его неподготовленному, а уж тем более хорошо образованному человеку сложновато — это и делает его ближе к народу, к его привычкам, образу жизни.

Пушкинский Пугачев видит себя главой нового государства, царем-батюшкой, как называют его крестьяне. Ему нужна власть, но не она является главной целью. Смысл его бунта, «бессмысленного и беспощадного», как напишет позже Пушкин, в освобождении крестьян от гнета управленцев. Именно поэтому для своих подчиненных он не устанавливает правил — они имеют право делать и говорить то, что пожелают. И, конечно, установив такой порядок, ему приходится всегда оставаться настороже: при первой возможности его люди могут предать своего «вожака».

Интересны и философские рассуждения Пугачева, представленные в повести. Он размышляет о жизни, сравнивая существование ворона и орла. Первый живет 300 лет, второй — всего 33 года. «Падали», которой питается ворон, Пугачев предпочитает «живую кровь», ежедневно добываемую орлом. Оттого и жить он хочет пусть и недолго, но достойно. Этой позицией объясняются многие его поступки.

Несмотря на то, что А.Пушкин часто говорит о героизме, величии, уме и любви к народу Пугачева, он не делает из него «идеального персонажа». Для него кровопролитие и жестокость революции — бессмыслица.