Портрет Пугачева в «Капитанской дочке»

Описание ПугачеваПовесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» интересна тем, что центральным ее персонажем, на котором завязан конфликт произведения, является реальная историческая личность – Емельян Пугачев. Художественный текст в принципе предполагает наличие вымысла, и даже если в основу его положены исторические события, сам жанр обусловливает их вольную трактовку. То же касается и исторических личностей – автор романа или повести рисует нам очень субъективные и не обязательно достоверные портреты этих людей. Однако само произведение обязательно заключает в себе объяснение того, почему автор видит этого героя именно таким.

Один из главных приемов передачи характера в литературе – описание портрета. Пушкин большое значение придает деталям одежды, поведению и мимике, так что по одному  только внешнему виду Пугачева мы можем составить вполне определенную характеристику и понять, что это за человек.

Впервые Пугачев появляется в романе в образе провожатого Петра Гринева. Описание его внешности лаконичное, но при том вполне исчерпывающее: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Крепкое телосложение могло бы навести на мысль о том, что это простой крестьянин, однако выражение лица и глаз создают совершенно особенное впечатление. Тень плутовства на лице и живые, сверкающие глаза – это именно те черты, которые на протяжении всего произведения неоднократно подчеркиваются, именно они выдают в нем бунтовскую натуру, дух авантюризма и дерзость: «Пугачев устремил на меня огненные свои глаза», «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости» и т.д.

В дальнейшем Гринев видит Пугачева уже предводителем казаков. Выглядит он соответствующе: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Ничто, кроме этих глаз, не могло в нем выдать оборванного пьяницу-провожатого, которому Гринев подарил судьбоносный заячий тулуп, даже не подозревая о том, какую службу он сыграет ему в дальнейшем. Поведение Пугачева соответствует его статусу: он сидит, гордо и важно подбочась, и уверенно играет роль государя Петра III, чье имя он со свойственной ему дерзостью присвоил. Примечательно также, что при всей жестокости Пугачева Гринев отмечает, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».

Колоритная и весьма примечательная фигура Пугачева изображена в романе «Капитанская дочка» с помощью буквально нескольких штрихов, однако они позволяют полностью раскрыть личность предводителя восстания. Жестокий убийца, ослепленный жаждой крови – таким его рисуют историки. Пушкин же предлагает взглянуть на него с другой стороны. Да, Пугачев жесток, однако и ему не чужды великодушие, обязательность и честность.