«Станционный смотритель» (анализ)

Станционный смотритель кадрПовесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным, относится  к циклу «Повестей Белкина». Это небольшое произведение, в котором показана целая жизнь  простого человека – станционного смотрителя и его дочери, была написана в сентябре 1830 года, а начало ее повествования относится к 1816-му году.  Произведение реалистично по своему содержанию.  Пушкин некоторыми своими  произведениями заложил основы творческого реализма

Суть конфликта заключена  в том, что люди, стоящие на социальной ступени выше, или имеющие деньги, ломают судьбы тех, кто оказывается не защищенными перед вышестоящими.

Главные герои повествования:

  • Иван Белкин, выступающий в роли рассказчика,
  • Самсон Вырин, смотритель,
  • Дуня, его дочь.

Герои второго плана :

  • Гусар Минский,
  • Врач, лечивший Минского на станции,
  • Рыжий мальчишка, рассказавший о приезде барыни на могилу Самсона Вырина.

Главным героем этого произведения остается маленький человек – станционный смотритель. Неслучайно поэтому  эпиграф посвящен именно  человеку этой профессии – «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». В Царской России  существовали  чины не только на военной службе, но и на гражданской. Всего было 14 гражданских чинов. Коллежский регистратор – самый последний.

Автор повести, Иван Белкин,  приехал на почтовую станцию, где должен сменить лошадей и двигаться дальше.  Ему приходится немало ездить по России,  он общался с  разными представителями этой профессии, и у него сложилось свое представление об  их службе. Повествователь  сочувствует смотрителям.

Когда он подъехал к станции, лил дождь, который успел  вымочить  автора до нитки. Он решил задержаться здесь, чтобы переодеться и согреться.  Его поразила необыкновенная красота дочери смотрителя.    Девочка вскипятила самовар, приготовила чай,  за которым Иван Белкин разговорился со смотрителем. Старик гордился своей дочерью, следившей  за помещением станции, и  помогавшей  отцу  разбираться  с проезжающими.

В следующий раз Иван Белкин попал на эту станцию 3-4 года спустя.  Дуню он уже не застал.  Ему бросилось в глаза, как сильно постарел  Самсон Вырин. Старик не хотел говорить о дочери, но пунш предложенный автором повествования, развязал смотрителю язык и тот поведал Белкину свою печальную повесть.

Однажды  через станцию проезжал гусар, Увидев девушку, он влюбился в нее в первого взгляда, прикинулся больным и три дня отлеживался на станции. Дуня ухаживала за ним. Когда собрался уезжать,  гусар предложил Дуне доехать до церкви, а сам  увез девушку в Петербург. Однажды  смотритель собрался и пошел в Петербург пешком. Он нашел дочку, но гусар не позволил старику встретиться с Дуней.   Смотритель вернулся на станцию, но сильно упал духом, стал пить. Уютная и аккуратная некогда станция приобрела небрежный вид.

Спустя еще несколько лет эту станцию закрыли. Посетив эти места, Белкин решил навестить старого смотрителя, узнал о его смерти, и о том,  что Дуня – «прекрасная барыня» навестила могилу отца и долго плакала на ней.  Она дала деньги священнику на помин  души и пожертвовала серебряный пятак мальчишке, сопроводившему ее  на кладбище.

Осматривая в свой первый приезд помещение станции,  Белкин обращает внимание на серию картинок  «Возвращение блудного сына»,  висящих на стене. Эта библейская тема лишь отчасти созвучна с последующими событиями.  Блудная дочь возвращается, будучи прекрасной барыней, матерью очаровательных сыновей, но она не застает в живых отца.

Можно предположить, что Дуне хватило ума и немного женской хитрости, чтобы заставить гусара Минского жениться на ней, но она не стразу стала его женой. К моменту, когда Самсон Вырин пришел  в Петербург, она еще была содержанкой гусара, и жила не в его доме. Минский снимал для девушки квартиру.   Тревога отца не была беспочвенной, она основана на жизненном опыте. Не каждой бедной девушке, тем более увезенной таким образом, удается стать женой и светской дамой.  Возможно, если бы Самсон Вырин мог предположить, что его дочь счастлива, он и сам бы не позволил себе пасть духом.

Временные рамки повествования охватывают 7-8 лет.  По объему  «Станционный смотритель»  в большей степени соответствует жанру рассказа, но по  охвату сюжета, по содержанию  произведение имеет полное право называться повестью, поскольку  в ней  поместилась целая жизнь главных героев.