Стихотворение «Бесы» (анализ)

Пушкин. Бесы. АнализНесмотря на длительную ссылку, Пушкину приходилось много ездить, и даже зимней ночью. Поэтому состояние, которое испытывает путешественник, ему было известно не понаслышке.

Пушкин – художник, и с художественным мастерством он описал ночную метель в стихотворении «Бесы». Но в этом стихотворении в живописную картину природы вплелась мистика. В картине вьюги сначала ямщик, а потом путник увидели бесовской разгул.

По жанру – это лирическая баллада. В ней есть описание природы, элементы действия героев. Повторяющееся в 4-й и 7-й строфе первое четверостишие делит стихотворение на части:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

В повторяемости четверостишия также подразумевается кружение заблудившихся в стихии саней.

Фраза «средь неведомых равнин» подчеркивает, что путник оказался здесь впервые. В ненастную погоду, когда снег слепит глаза, недолго сбиться с пути, заехать в поле. Ветер кружит снег, и складывается впечатление, что вьются тучи, а в природе появляются неведомые существа, которые путают ямщика, сбивают его с пути.

Первая часть – разговор путника с ямщиком, занявший 2 строфы. Ямщик жалуется, что бес его водит, плюет на него, толкает коня в овраг. Эти разговоры наводят страх и на путника.

В четвертой строфе следует повтор, как мотив из песни. И далее говорится о том, что кони стали, умолк колокольчик.

Вьюга злится сильнее. Но кони, видимо отдохнули, или нащупали знакомую дорогу, вновь понесли. Снова зазвенел колокольчик. И путник замечает множество духов. Лошади пошли, и, кажется, путник задремал под звон колокольчика. Он слышал вой вьюги, и в полу-дремлющем, полу-бодрствующем сознании возникли мистические картины, словно это не снег, а бесы кружились в природе. В последней строфе снова следует повтор.

Стихотворение немаленькое, 7 строф, по 8 строк в каждой строфе. Рифма перекрестная. Ритм стихотворения – четырехстопный хорей.

Состояние стихии и людей, оказавшихся в ее власти, передаются в основном глаголами, в которых заключена динамика стихотворения.

  • Тучи мчатся, вьются;
  • Луна освещает;
  • Вьюга слипает (очи); злится, плачет;
  • Бес водит, кружит, играет, дует, плюет, толкает, торчал, сверкнул, пропал.
  • Духи, бесы собралися, закружились, мчатся;
  • Кони стали, храпят, понеслися.

На эмоциональный настрой стихотворения могло оказать влияние состояние, охватившее Пушкина, когда он оказался запертым в Болдине из-за холеры. Вокруг действовали карантины. Пушкин узнал, что холера добралась до Москвы. Он переживал за Наталью Николаевну, с которой был разлучен, и это сказывалось на его импульсивной душе. Утешение он находил в поэзии.

Стихотворение «Бесы» было написано 7 сентября. На листке со стихотворения он приписал: «шалость», вероятно, желая сказать этим, что стихотворение всего лишь игра его поэтического воображения. Но даже если это шалость, надо отдать должное поэту в том, что оно получилось весьма выразительным, реалистичным и поэтизированным одновременно.