Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров.
Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.
Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый.
Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.
Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.
О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.
В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.
«Кинжал» – стихотворение, созданное молодым Пушкиным по время южной ссылки в 1821 году. Рифмовка и ритмика в этом произведении неоднородная, что создает эффект рассказа, взволнованной речи.
И хотя молодой поэт в письме к Жуковскому заверял, что в этом произведении нет ни слова против царского правительства, читатели восприняли его именно как призыв к уничтожению царской тирании. Стихотворение по известным причинам не могло быть опубликовано, но оно быстро разошлось в списках среди военных царской Армии.
Да, в стихотворении нет прямого призыва к цареубийству. Но в нем приведены примеры трех убийств, совершенных при помощи кинжала.
- Убийство древнеримского императора Цезаря, совершенное Брутом;
- Убийство Марата Шарлотой Корде;
- Гибель немецкого писателя А. Коцебу от рук студента Занда.
Горящий на могиле кинжал без надписи – это символ и орудие возмездия, направленное против тирании и несправедливости.