«Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…») — анализ стихотворения Пушкина

Проводя анализ стихотворения «Воспоминания в царском селе» глубже понимаешь степень таланта Пушкина, написавшего это произведение всего в 15 лет. Этот подросток совсем недавно не знал русского языка вообще, но за короткий срок он впитал в себя не только современный для его времени язык, но и ознакомился со старорусским языком, употребляемым при написании литературных произведений той эпохи.

Написание стихотворения «Навис покров угрюмой нощи…» было знаменательно, в первую очередь для самого Пушкина. Лицеисты знали, что в числе экзаменаторов будет сам Гаврила Романович Державин: поэт и драматург, министр и сенатор. Юному Саше очень хотелось испытать свои силы, показать себя корифею русской литературы, перед которым он преклонялся и которого боготворил. Поэтому и тема стихотворения, и жанр оды, и использование старославянских слов были выбраны неслучайно. Этим Пушкин хотел приблизиться к стилю Екатерининской эпохи и к стилю державинского стихосложения.

Немного истории

Об этом экзамене сохранилось воспоминание самого Пушкина:

В воспоминаниях свидетелей этого удивительного события сохранилось высказывание сенатора: «Я не умер. Вот, кто заменит меня».

После экзамена в стенах лицея состоялся парадный обед, на котором Разумовский сказал Сергею Львовичу, отцу поэта: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Гаврила Романович умер через год в возрасте 73 лет. И тем символичнее стала своеобразная передача эстафеты от Державина к Пушкину. Стихотворение было опубликовано в 1815 году в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». Это было первое произведение, напечатанное в публичном издании и подписанное полным именем Пушкина.

В 1819 году Александр Сергеевич готовил стихотворение к публикации и удалил из него хвалебные строчки, посвященные Александру I. Но сборник тогда не был опубликован.

Стиль, жанр и особенности

В этом стихотворении еще прослеживается подражательство Державину и Карамзину. Стихотворение написано в жанре оды, но в нем заметны интонации, характерные для элегии. Это произведение создано в стиле классицизма, подчеркиваемом архаизмами: нощи, златые, брега. Архаистика отражена и в грамматике.

Несмотря на подражательство, уже прослеживается чисто пушкинская наблюдательность, любовь к природе:

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Стихотворение довольно крупное для пятнадцатилетнего подростка. Оно состоит из 20 восьмистрочных строф. Рифмы перекрестные. Нечетные строфы – с безударными женскими рифмами, четные строфы – с мужскими. Размер стиха смешанный, сочетающий четырех-шестистопный ямб.

Композиция

Произведение состоит из трех частей. В первой части поэт говорит о Царскосельском лицее, описывает ночную природу, окружающую Царское село, свои ощущения в ней и постепенно переходит ко второй части, отразившей историю царской семьи, начиная от Петра, который

… льва сразив, почил орел России мощный

На лоне мира и отрад?

Затем в истории России наступает передышка, которую дала супруга Петра Екатерина I. Пушкин обращает внимание на памятники, возведенные во дворе лицея, И вспоминает Елизавету Петровну. При ней был дан толчок к развитию науки и искусств.

Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:

«Исчезло все, великой нет!»

Несколько строф посвящено эпохе Екатерины Великой, к которой собственно принадлежал Гаврила Романович. Он воспевает храбрость русского оружия.

Вторая часть также плавно перетекает в третью часть, посвященную Отечественной войне, сожжению Москвы французом.

В этом стихотворении Пушкин применяет следующие средства выразительности:

  • метафоры – навис покров, дремлющих небес, в седом тумане, сребристых облаках, бисерной рекой, угрюмых сосен;
  • эпитеты – прекрасный (сад), в безмолвной (нощи), твердой, мшистою (скалой) младой (орел);
  • сравнения – луна, как лебедь величавый, исчез, как утром страшный сон.

 Основная мысль, идея произведения

В этом произведении в форме воспоминания, навеянного памятниками, архитектурными ансамблями показывается великая история России от Петра до Отечественной войны 1812 года. Величие России служит основной мыслью произведения. Юный автор признается, что не мог быть в Москве в тяжкий для нее период.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал!..

Через все произведение проходит идея патриотизма и героизма русского народа, возглавляемого царями и полководцами.