Анализ стихотворения «К морю»

Черное мореМоре всегда очаровывало всех, кто имел счастье его увидеть. Бескрайний простор, шум волн, красота заката – все это манило романтические души. И в плену необузданной стихии оказался и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Впервые поэт столкнулся с морской красотой в Одессе, где он находился в изгнании. В 1824 году Пушкин сумел вернуться в Москву. И накануне отъезда поэт сделал наброски будущего стиха, который он окончил спустя несколько месяцев.

Год написания стихотворения «К морю» ознаменовался для поэта, как переходной период от романтизма к реализму. Можно смело заявить, что эта работа стала заключительной для романтического периода А. С. Пушкина.

Создания стиха стала для поэта прощанием не только с морской стихией, но и с романтическими идеалами. Он словно прозревает, и последующее его творчество становится ближе к реализму.

 

Жанр стихотворения «К морю»

 

Данное произведение носит личностный характер для самого Пушкина. Это разговор с морем, в котором великий поэт восхищается непокорной стихией и проводит некую аналогию с собой. Он такой же непокорный, за что и расплачивается своей южной ссылкой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю» сможет позволить нам понять, что жанр данного творения – это философическая элегия.

Прощальный монолог с морем открывает для нас душу великого поэта, его намерения и грусть. Пушкин не раз в своем творчестве пользовался данным приемом. В изгнании только в море он видит своего единственного друга.

 

Анализ содержания стиха

 

Анализируя стихотворение, мы наблюдаем за прощанием А. С. Пушкина с морем. Грустью пропитана каждая строка элегии.

Расставание с морской стихией для поэта – это нелегкое дело. Он предается собственным переживаниям и воспоминаниям. Для нас открываются мысли, желания и чувства поэта: «по брегам твоим бродил я тихий и туманный».

Пушкин восхищается силой и непокорностью волн и находит в них сравнение с человеческой душой и ее порывами. Море может быть тихим, но в тоже время оно неподвластно человеку. Оно действует по желанию своих порывов и часто это губительно.

Пушкин находит общее с морем и в судьбе каждого человека. Вот так, как море играет кораблями на волнах, так и люди барахтаются в судьбе, пытаясь уловить направления ветра и настроение стихии:

«Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.»

Создание стиха «К морю» было для поэта отдушиной, в которую он вложил все то, чего ему недоставало. Очевидно, что Пушкин не раз задумывался о побеге, который совершит водным путем: «Ты ждал, ты звал… я был окован».

Поэт поднимает вопросы о свободе. Данную проблему Пушкин рассматривает, как с философской, так и с политической стороны. И это не удивительно, если вспомнить какова история создания этого творения. Свобода – это основная тема стихотворения. Само море выступает символом свободы: «ничем неукротим».

Анализ стиха «К морю» помогает нам увидеть, что герои, образы и темы появляются для читателя совсем неожиданно.

К середине стиха поэт вспоминает двух выдающихся личностей Байрона и Наполеона. Смерть Байрона сильно опечалила великого поэта, и он придался большой тоске. Наполеон же был сильной личностью, которой восхищались многие. Но, как и Байрон, он не смог завершить свой жизненный путь так, как хотел. Пушкин видит свое бессилие перед судьбой и полностью заключает эту мысль между строк сего превосходного стихотворения.

Оканчивается прощание с морем обещанием поэта хранить воспоминания о нем «в вечерние часы».

 

Художественные средства

 

Анализ лирического произведения Пушкина «К морю» позволяет нам заметить богатое использование выразительных средств. Они занимают читателя с первых строк и не отпускают до конца.

Он использует огромное количество эпитетов, метафор, сравнений, анафоры. Поэт в своем разговоре с морем применяет обращения и риторические вопросы. Это создает эффект реального разговора.

Пушкин легко играет со словами. В какой-то момент даже кажется, что мы слышим реальный шум волн. Это получается благодаря определенному сочетанию шипящих звуков.

Размер стиха «К морю» можно определить, как четырехстопный ямб.

В произведении есть женская, мужская и перекрестная рифма.

Пушкин, как всегда, продемонстрировал себя великим поэтом, который с легкостью управляется словами.