Анализ стихотворения «Туча»

Последняя тучаМногие творческие приемы Александра Сергеевича Пушкина легли в основу современной словесности. Одним из них считается прием переноса свойств неодушевленных предметов на свойства одушевленных. Пример тому – лирическое стихотворение «Туча». Создание относится к 1835 году, т.е. оно входит в поздний период его творчества. В последний период, как известно, автор пишет необыкновенно духовные, светлые произведения. Стихотворение наполнено любовью к природе. Туча здесь несет в себе образ души. Подобно душе она проходит через бури, искушения, страсти, обновляется, становится чище, лучше, превращается в гармонию.

Краткий анализ стихотворения может помочь понять смысл произведения. Его жанр можно определить как пейзажная лирика. Это стихотворение можно назвать гимном летнему дождю. С самого начала мы понимаем, что лирический герой обращается к туче, которая плывет по лазурному чистому небу. Поражает то, как автор смог описать восхищение и восторг изменчивостью природы. Еще недавно тучу разбивала гроза, а теперь после окончания бури, ей необходимо оставить ясное небо.

В этом произведении ярко показано, что все взаимосвязано в природе. Дождь шел именно тогда, когда земля нуждалась во влаге. Грозность туче добавляли гроза и молния, ее сопровождающие. Несмотря на свой восторг, лирический герой гонит тучу прочь: «Довольно, сокройся! Пора миновалась». Но разве легко согнать тучу? Автор хочет донести до читателей главную мысль: все в этой жизни подчиняется высшим силам. Разрушение законов природы может привести к потере гармонии. Точно также происходит в человеческих отношениях. Наши поступки и мысли должны быть своевременны, они не должны приносить окружающим боли и разочарования. В противном случае, кто-то из нас может оказаться на месте тучи, задержавшимся не там, где нужно, мешающим и расстраивающим людей.

Анализ стиха «Туча» помогает прочувствовать прекрасные ощущения свежести, греет оттенками солнца и лазурного неба, дарит надежду на лучшее.

Рассмотрим композицию произведения. В первой части поэт негодует, что туча не скрылась после грозы, задержалась и напоминает о прошедшей буре. Во втором катрене, мы понимаем, что земля жаждала воды, и гроза пришла как нельзя кстати. В последнем четверостишии можно заметить, что все заканчивается благополучно, и ветер потихоньку гонит тучу с лазурного и чистого неба. Композиция классическая: прослеживаются введение, основная часть и заключение.

Украшают произведение выразительные средства языка. Оно наполнено различными тропами. Вроде бы главная мысль стихотворения одна, но стилистика катренов совершенно разная. Первые четыре строчки – унылые, мы встречаем словосочетание: «унылую тень». Создается настроение угрюмости, угнетения. Но первый катрен имеет подготовительную функцию, потому что второй катрен звучит агрессивно, ярко и мощно. Стих наполнен аллитераций: «кругом», «грозно», «гром». А заключается произведение умиротворенным четверостишием, где все образы спокойные. Слова и словосочетания: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес» дарят чувства свежести и благоговения перед природой. Также, анализируя стихотворение, можно с уверенностью сказать, что оно написано четырехстопным амфибрахием. В первых строфах преобладает женская рифма, во вторых – мужская.