И.И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный…») — анализ стихотворения

Стихотворение «И. И. Пущину» посвящено важному для Пушкина событию – посещению ссыльного, опального поэта в Михайловском. Благодаря приезду друга Александр Сергеевич познакомился с нашумевшей пьесой своего двойного тезки А. С. Грибоедова, узнал о существовании тайного политического общества.

Произведение было начато вскоре после приезда Пущина. Поэт написал первую строфу и отложил его. Вернулся к нему через год, когда узнал, что друг находится в далекой ссылке. Поэт обращается к другу: «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Большинство лицеистов, получавших домашнее воспитание, общались в основном с родственниками, гувернерами или с крепостными мальчишками. Именно в лицее они приобретали первых друзей, и эта дружба была для них так важна. Пушкин был бесконечно благодарен Ивану Ивановичу за то, что тот навестил его в Михайловском и посчитал своим долгом поддержать его в далекой ссылке. Стихотворение было послано в Сибирь. Сначала Пушкин получил из рук Муравьевой только список, переписанный чужою рукой. Пушкинский оригинал он увидит много позднее.

Идея стихотворения – дружба и признательность. Основная мысль стиха заключается в духовной поддержке друга, оказавшегося в тяжелом положении.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Это небольшое произведение состоит из 10 строчек, двух пятистиший. Но оно наполнено душевным теплом, дружеским участием. Рифма в целом кольцевая, но в 3-ей и 4-й строках она парная в обеих строфах. Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с пиррихиями.

В этом стихотворении совсем немного средств художественной выразительности. Это метафоры печальный снег, озарит заточенье, ясные дни. Эпитеты:

  • уединенный (двор), подчеркивающий уединенность и тоску Пушкина, вынужденного проводить в одиночестве дни напролет;
  • бесценный (друг) – в этом эпитете выражена глубина отношения Пушкина к Пущину, который решился навестить опального поэта;
  • лицейские (дни) – время, проведенное в лицее.

Анализ стиха «И.И. Пущину» показывает, что в стихотворение двухчастное. В первой части поэт вспоминает о приезде бесценного друга. Во второй части автор посылает каторжному товарищу мольбу о том, чтобы послание Пушкина стало утешением для Пущина.