Список сказок Пушкина

Сказки ПушкинаВремя, которое А.С. Пушкин провел в селе Михайловское (1824-1825), не случайно считают расцветом в его творчестве. Этот период ознаменован переходом от романтизма, присущего более ранней его лирике, к реализму и интересу к жизни и быту народа. Именно в Михайловском Пушкин смог собрать ценнейший фольклорный материал, который лег затем в основу его знаменитых сказок. Парадоксально, но именно реалистическое мировосприятие породило впоследствии наименее реалистичные произведения.

В Михайловском Пушкин начинает исследовать природу русского фольклора. Он наблюдает за бытом крестьян, слушает их речь, записывает пословицы и поговорки, а также небывалые истории народных сказителей. Обладая идеальным языковым чутьем, он прекрасно понимает, что именно в простой, живой речи русский язык раскрывается во всем своем великолепии, достигает пика выразительности и точности. И именно она является ключом к самой душе русского народа.

По-настоящему восхищенный крестьянской манерой разговора и повествования, Пушкин старается ей подражать. Первыми опытами написания произведений в манере и стилистике русского фольклора стали баллады «Жених» (1825) и «Утопленник» (1828).

В сказках Пушкин экспериментирует как с формами, так и со стилем. В одних сказках поэт максимально старается приблизиться к стихотворным народным жанрам (прибауткам, песням) – это «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке». Он сам как бы становится народным сказителем – в текстах широко используется просторечная лексика и простые синтаксические конструкции, а используемая Пушкиным форма стиха по звучанию очень напоминает манеру исполнения сказителей. Другие сказки больше тяготеют к понятию литературной сказки – это «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». Для их написания поэт выбрал форму четырехстопного хорея – это более сложный и поэтичный размер. Пушкин экспериментирует с формой, но стремится к одной цели – к выражению русского характера и народного духа.

За основу «Сказки о попе и о работнике его Балде» (1830) Пушкин взял сюжет народной сказки, записанной в Болдино. В ее центре – острый социальный конфликт между представителями привилегированного (поп) и низшего (Балда) сословий. Смекалка и предприимчивость крестьянина, способного обвести вокруг пальца даже черта, противопоставлена скупости и узколобости барина – вся сказка проникнута ироничным тоном и напоминает народную прибаутку.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1832) – это вольная обработка народного сюжета, в результате которой появилась самобытная история о молодом князе, волей судьбы оказавшегося вдали от отца и восстановившего семью, разрушенную злыми и завистливыми людьми.

За основу «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833) Пушкин брал не только русские, но и иностранные источники – сюжет о жадной без меры жене, требующей от мужа исполнения самых ее невероятных капризов, а в итоге остающейся «у разбитого корыта», распространен в фольклоре разных народов.

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833) Пушкин также экспериментирует с несколькими источниками, в том числе зарубежными – прослеживается явная связь этого произведения с текстом «Белоснежка и семь гномов» тех же братьев Гримм. Это тоже история о самовлюбленной и завистливой мачехе, пытающейся изжить падчерицу. Но главную героиню Пушкина – добрую, отзывчивую и смиренную девушку, – как и в сказке Гримм, спасает в итоге истинная Любовь.

Последняя сказка – «Сказка о золотом петушке» (1834) – уникальна тем, что в основу сюжета русской сказки поэт положил литературный авторский материал – произведение Вашингтона Ирвина «Легенда об арабском звездочете». Здесь максимально раскрылось мастерство поэта – фантастическую западную новеллу с литературными персонажами Пушкин превратил в образец русской народной поэзии.

Неоконченная «Сказка о медведихе» повествует о горюющем медведе, жену-медведицу и трех детишек-медвежат убил мужик с рогатиной. Название сказки условное, у Пушкина его не было.

Будучи не только поэтом, но и исследователем, Александр Сергеевич провел огромную работу по сбору материала и его переработке. Мастерски подбирая мотивы и сюжеты, поэт перерабатывал их, придавая текстам сказок истинно русский колорит и мелодичное звучание.