Поведение князя Верейского и Владимира Дубровского в доме Троекурова
Владимир Дубровский, главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» проник в дом помещика Троекурова под видом учителя-француза. Владимир понимал, что решившись стать учителем маленького Саши, он не смеет ожидать ни от Троекурова, ни от иных обитателей дома уважения, соответствующего своему дворянскому статусу. Тем более что Троекуров позволял себе унижать даже равных по сословию.
Доказательством униженного положения Владимира в доме Троекуровых стало происшествие с медведем, когда двое слуг втолкнули молодого учителя в комнату, где к кольцу в потолке был привязан медведь. Владимир не испугался лесного зверя, и когда тот пошел на него, он выстрелил медведю в ухо.
Тогда Троекуров вызвал учителя для ответа, чтобы узнать, кто предупредил его об испытании. Владимир сказал: «Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения». Тем самым он дал понять самодуру, что ни от кого в этом доме не потерпит подобных унижений.
Этот случай заставил Троекурова и других домочадцев относиться к учителю с уважением. Даже Маша, которая вначале вела себя с учителем высокомерно, изменила свое отношение к нему. Владимир, заметив, что у Маши есть музыкальное дарование, стал давать ей уроки музыки. Причем, делал это с большим удовольствием, чем занимался с маленьким Сашей. Саше он давал полную свободу, давая уроки, он не слишком строго взыскивал за их невыполнение.
В доме Троекуровых француза все любили. Троекуров – за смелость и резвость на охоте, Марья Кириловна — за усердие, и робость, Саша – за снисходительность, прислуга – за щедрость.
За праздничным столом Владимир сидел в конце стола вместе с маленьким Сашей. Но положение за столом мало заботило молодого дворянина. Не обращая ни на кого внимания, Владимир делал наставления своему подопечному. Даже когда Троекуров рассказывал историю о гибели медведя, Владимир держался, как истинный француз, не понимавший по-русски. Тем не менее, он внимал всему, о чем говорилось за столом.
Антон Пафнутьич Спицын сначала проговорился о том, что с его легкой руки имение Дубровских перешло во владение Кирилы Петровича, а потом явился во флигель к учителю на ночлег, потому что боялся спать один. Владимир не удержался, чтобы не нагнать страха на недобросовестного и лживого исправника. Под страхом смерти ночью он забрал у Антона Пафнутьича заветную сумку с деньгами.
Когда над Владимиром Дубровским нависла угроза оказаться пойманным, он тихо покинул дом своего врага. Он, конечно, не простил Кириле Петровичу смерти своего отца и утраченного имения, но любовь к Маше смягчила его гнев. Время его пребывания в доме Кирилы Петровича были днями его счастья.
Князь Верейский, мужчина 50-лет и привлекательной наружности, появился в доме Троекуровых, на третий день своего приезда, когда ему наскучило домашнее уединение. Троекуров хоть и был самодуром, но все-таки границы дозволенного, знал. Он принял князя со всей почтительностью, на какую был способен, сразу повел гостя показывать свои владения.
Князь Верейский был человеком учтивым и воспитанным. И хотя псарня вызвала у князя отвращение стоявшей в ней вонью, а сад не понравился вовсе, он выразил восхищение владениями Троекурова. После осмотра владений, Кирила Петрович пригласил князя в дом. Длительная прогулка по имению Верейского утомила, и в дом он вернулся прихрамывая.
Здесь его ожидал настоящий сюрприз. Старый ловелас увидел Марию Кириловну. Барышня с первого взгляда понравилась гостю. Ее присутствие оживило старого князя. Он рассказал несколько увлекательных историй и даже успел привлечь внимание девушки.
Верейский стал частым гостем в доме Троекуровых, и однажды посватался к Марии Кириловне. Предложение князя было охотно принято честолюбивым Кирилой Петровичем.
Верейский, пользуясь своим более высоким статусом, даже позволял себе указывать Кириле Петровичу, что нужно делать, а от каких поступков лучше воздержаться. Он настоял на том, чтобы свадьбу сыграли раньше, чем было намечено.
Таким образом, на поведение Дубровского и Верейского в доме Троекурова и отношение к ним окружающих наложили отпечаток как их личные качества, так и социальный статус этих героев.