Анализ стихотворения «Отцы, пустынники и жены непорочны»

Ефрем СиринСтихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано Пушкиным в 1936 году незадолго до смерти. Это было время духовного возмужания и просветления, понимания христианской сути. В другом своем произведении поэт признается:  «Я возмужал среди печальных бурь…»

В стихотворении выразилось понимание поэтом молитвы святого Ефрема Сирина, жившего в IV веке, и составившем молитву, которую православные христиане читают во время Великого поста:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Это стихотворение относится к жанру элегии. Тема стихотворения – религиозно-философская. По композиции оно делится на 2 части. В первой части поэт говорит о молитве, ее происхождении и своем отношении к ней, а во второй части излагается содержание самой молитвы.

Свое отношение к молитве поэт выражает во второй строфе. Пушкин признается, что «Всех чаще мне она приходит на уста». Правда, Ефрем Сирин, автор упоминаемой им молитвы, не был «пустынником». Он был христианским ученым, автором множества трудов на тему христианства. Но нужно отметить, что в нескольких словах этой молитвы выражена суть христианской веры и учение Христа. Может быть, поэтому она всех чаще приходит на уста поэту, который оказался на новой ступени своего духовного созревания.

Вторая часть стихотворения – следующие 2 строфы – это содержание самой молитвы. Но в ней вместо 10 прошений Пушкин оставил 9. Он два греха – уныние и праздность соединил вместе, оставив один грех — унылую праздность.

В этом стихотворении Пушки активно применил церновнославянизмы и архаичную грамматику, подчеркивая тем самым христианскую идею своего произведения: непорочны, возлетать во области заочны, дольних, зреть, любоначалия, старославянскую форму обращения — Владыко, Боже.

Надо отметить, что слово «заочны» в данном контексте не имеет никакого отношения к заочному образованию и студентам. Это слово означает – за оком, то есть нечто, недоступное человеческому глазу, не материальное. Возлетать во области заочны, значит, открыть для себя Бога. Чтоб укреплять его (сердце) средь дольних бурь и битв – значит не бояться невзгод, неприятностей, стойко принимать удары судьбы.
Стихотворение написано ямбом, тон стиха размеренно молитвенный. Этой размеренности способствует четко выстроенная смежная рифма.
Примечательно, что любоначалие или говоря современным языком  – властолюбие, деспотизм  – названо сокрытой змеей. Пушкину этот грех не грозит, он никогда не стремился властвовать, но он напоминает об этом грехе власть предержащим.
Духовное прозрение – важная ступень в жизни поэта. Об этом он говорит в стихотворениях «Пророк» (1826г.), «Воспоминание» (1828 г.), подводит итог в стихотворении «Отцы, пустынники и жены непорочны» в 1836 году.