Анчар (Пушкин): эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения
Стихотворение «Анчар» содержанием похоже на притчу о власти над людьми, о жажде власти и властителях. Оно насыщено средствами художественной выразительности, помогающими автору выразить свою идею. А Пушкин всегда выступал против самовластия, самоуправства и самодурства. В этом стихотворении самовластие и самодурство показаны в самой уродливой форме, а эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения помогают автору в этом.
Эпитеты
В «Анчаре» их много:
- Чахлой, скупой (пустыне);
- раскаленной (почве);
- грозный (часовой − здесь существительное);
- густой, прозрачною (смолою);
- черный вихорь (вихрь);
- ядовит (дождь);
- смертную (смолу);
- увядшими (листами);
- бледному (челу);
- хладными (ручьями);
- бедный (раб);
- непобедимого (владыки).
Сравнения
- Анчар, как грозный часовой.
- Пот струился хладными ручьями – сравнение неявное, нет союза «как». Пот струился, как хладные ручьи.
Олицетворения
В этом стихотворении Пушкин придает неодушевленным предметам свойства одушевленных – прием, используемый большинством поэтов. Олицетворения в «Анчаре:
- Жаждущих (степей);
- скупой (пустыне);
- мертвую (зелень);
- тлетворный (вихорь);
- дремучий (лист);
- властный (взгляд);
- послушливые (стрелы).
Метафоры
Древо смерти.
Метонимия
- Природа породила,
- природа напоила (ядом);
- туча оросит;
- человек потек (в путь).
Одним словом «потек» Пушкин высказал настроение раба, отправившегося за ядом в пустыню. Раб понимал, что он, вероятнее всего, умрет. Он не хочет идти, но и прекословить своему господину не может. Иначе тот убьет его сразу.
Архаизмы
- Нейдет,
- вихорь,
- древо,
- смертную,
- чело,
- хладный,
- послушливые,
- чуждые пределы (в значении страны).
Наличие архаизмов в тексте подчеркивает, что все, о чем говорится в стихотворении – из давних времен. Об этом же говорит и фраза «под сводом шалаша на лыки». То есть царь не живет в расписном дворце, он обитает в шалаше, а на полу у него лыковые циновки.
Инверсия
лишь вихорь черный
И зелень мертвую ветвей
Антитеза
умер бедный раб у ног
непобедимого владыки.