«К Чаадаеву» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

Портрет Чаадаева

Александр Сергеевич Пушкин не случайно использовал эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения в стихотворении «К Чаадаеву». Средства художественной выразительности служат своеобразным украшением литературного произведения, они помогают автору полнее выразить свои мысли. Средства выразительности бывают лексические, фонетические, синтаксические. К лексическим средствам относятся тропы: эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.

Эпитеты метафоры и метонимия

Эпитеты – художественные определения, с помощью которых автор придает окраску описываемым предметам, явлениям, о которых говорится в литературном произведении. В стихотворении «К Чаадаеву» использованы следующие эпитеты;

  • Тихой (славы).
  • Утренний (туман).
  • Молодой (любовник).
  • Верного (свиданья).
  • Прекрасные (порывы).
  • Пленительного (счастья).
  • Роковой (власти).

Метафоры – это иносказательные признаки предметов, перенос смысла одного слова в отношении к другому слову. В этом стихотворении использованы следующие метафоры:

  • Юные (забавы). Подразумевается забавы юношей, молодых людей;
  • Святой (вольности).

На обломках самовластья

Напишут наши имена

«На обломках самовластья» – метонимия. Дворяне пушкинской эпохи чувствовали на себе гнет царского самодержавия. Мало кого из дворян тяготило то, что они имели крепостных, чьим трудом жили. Но они чувствовали себя крепостными царя и царской семьи, многие были вынуждены служить при дворе императора, и это делало их подневольными императора. В подобную «неволю» позднее попал и сам Пушкин.

Сравнения

В литературе сравнения служат для отождествления одних предметов или явлений с другими. В стихотворении «к Чаадаеву» применяются следующие сравнения:

  • Забавы исчезли, как сон, как утренний туман
  • Мы ждем, как любовник молодой.

Олицетворения

В этом стихотворении Пушкин говорит о юношеской поре, когда жизнь кажется в розовом свете, когда юноши многого еще не знают о жизни и потому обманывают сами себя. Но по мере взросления они становятся серьезнее, задумываются о взрослых вещах, меньше предаются забавам. И забавы, игры исчезли как бы сами собой.

  • Нежил (обман).
  • Исчезли (забавы).
  • Горит желанье.
  • Мы горим свободою.

«Отчизны внемлем призыванье». В этом метафорическом словосочетании понятно, что неодушевленной отчизне автор придал одушевление. Отчизна в самом деле никуда не зовет, но приходит понимание того, что молодые люди обязаны служить государству, народу.

Стилистические средства

Из стилистических средств в стихотворении использованы повторы:

Как сон, как утренний туман. Повторяется слово «как». И ниже в двух строках следует повторение слова «Пока»

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы…

Повторения поэт делает с целью сконцентрировать внимание читателя на этих строках.

Стихотворение написано в форме послания, и поэтому здесь вполне оправданы обращения: мой друг, товарищ.

В последних строках пропущено подлежащее.  Пушкин подразумевал, но не говорит явно, что напишут имена последующие поколения, которые свергнут это самое самовластье.

Здесь также присутствуют архаизмы, придающие стихотворению некоторую торжественность: внемлем, призыванье, вспрянет.