«К Чаадаеву» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
Александр Сергеевич Пушкин не случайно использовал эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения в стихотворении «К Чаадаеву». Средства художественной выразительности служат своеобразным украшением литературного произведения, они помогают автору полнее выразить свои мысли. Средства выразительности бывают лексические, фонетические, синтаксические. К лексическим средствам относятся тропы: эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.
Эпитеты метафоры и метонимия
Эпитеты – художественные определения, с помощью которых автор придает окраску описываемым предметам, явлениям, о которых говорится в литературном произведении. В стихотворении «К Чаадаеву» использованы следующие эпитеты;
- Тихой (славы).
- Утренний (туман).
- Молодой (любовник).
- Верного (свиданья).
- Прекрасные (порывы).
- Пленительного (счастья).
- Роковой (власти).
Метафоры – это иносказательные признаки предметов, перенос смысла одного слова в отношении к другому слову. В этом стихотворении использованы следующие метафоры:
- Юные (забавы). Подразумевается забавы юношей, молодых людей;
- Святой (вольности).
На обломках самовластья
Напишут наши имена
«На обломках самовластья» – метонимия. Дворяне пушкинской эпохи чувствовали на себе гнет царского самодержавия. Мало кого из дворян тяготило то, что они имели крепостных, чьим трудом жили. Но они чувствовали себя крепостными царя и царской семьи, многие были вынуждены служить при дворе императора, и это делало их подневольными императора. В подобную «неволю» позднее попал и сам Пушкин.
Сравнения
В литературе сравнения служат для отождествления одних предметов или явлений с другими. В стихотворении «к Чаадаеву» применяются следующие сравнения:
- Забавы исчезли, как сон, как утренний туман
- Мы ждем, как любовник молодой.
Олицетворения
В этом стихотворении Пушкин говорит о юношеской поре, когда жизнь кажется в розовом свете, когда юноши многого еще не знают о жизни и потому обманывают сами себя. Но по мере взросления они становятся серьезнее, задумываются о взрослых вещах, меньше предаются забавам. И забавы, игры исчезли как бы сами собой.
- Нежил (обман).
- Исчезли (забавы).
- Горит желанье.
- Мы горим свободою.
«Отчизны внемлем призыванье». В этом метафорическом словосочетании понятно, что неодушевленной отчизне автор придал одушевление. Отчизна в самом деле никуда не зовет, но приходит понимание того, что молодые люди обязаны служить государству, народу.
Стилистические средства
Из стилистических средств в стихотворении использованы повторы:
Как сон, как утренний туман. Повторяется слово «как». И ниже в двух строках следует повторение слова «Пока»
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы…
Повторения поэт делает с целью сконцентрировать внимание читателя на этих строках.
Стихотворение написано в форме послания, и поэтому здесь вполне оправданы обращения: мой друг, товарищ.
В последних строках пропущено подлежащее. Пушкин подразумевал, но не говорит явно, что напишут имена последующие поколения, которые свергнут это самое самовластье.
Здесь также присутствуют архаизмы, придающие стихотворению некоторую торжественность: внемлем, призыванье, вспрянет.